Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Необъявленная война с малым бизнесом

Уж сколько раз наши властители поднимали здравицы за малый бизнес. Но воз и ныне там. Даже при падении цен на углеводороды «Газпром» платит в бюджет почти столько же, сколько весь малый бизнес страны вместе взятый. Секрет прост. Все эти слова неискренние. Для власти малый бизнес — это только лишние хлопоты и проблемы. От криминала его защищай, места для киосков предоставляй, за чистотой и санитарией следи, жалобы граждан (а жаловаться у нас любят) разбирай. Но прежде всего малый бизнес слабо поддается контролю в силу своего многолюдства. Власти гораздо легче «застроить» пару сотен крупных компаний, чем возиться с десятками тысяч маленьких. Поэтому на словах все «за», а на деле против малого бизнеса идет необъявленная война.
В стране официально работает 4 миллиона индивидуальных предпринимателей и миллион малых и средних компаний. В реальности число предпринимателей и занятых в МСП во много раз больше. Просто это теневая экономика. 22 миллиона людей в России не имеют никаких взаимоотношений с государством, кроме наличия у них паспорта. И это не только водители и репетиторы, это еще инженеры, менеджеры и собственно владельцы весьма солидных по объемам «гаражных» производств. Каждый день эти люди платят взятки и боятся бандитов, милиционеров, любых начальников. Вряд ли им по нраву такая жизнь, но выйти из тени они не могут — не вынесут финансового и административного гнета. Только убрав эти ограничители, можно рассчитывать на оздоровление обстановки в экономике и их выход на свет.
147 контрольно-надзорных органов внимательно следят — не нарушил ли предприниматель какую-либо ведомственную инструкцию, число которых составляет многие тысячи, а сами они часто противоречат друг другу. И стоит такому случиться — а это почти неизбежно при ведении любой деятельности, — они бросаются на него как стая стервятников, и часто после от компании не остается ничего.
Как бороться? Ввести риск-ориентированный подход, сократить число ведомств, а пока оставшиеся будут его вводить, ввести, как в Казахстане, мораторий на любые проверки малого бизнеса, кроме как по личной жалобе гражданина, связанной с потенциальной или реальной угрозой его жизни и здоровью. В этих случаях санкцию на проверку должен выдавать мировой судья, а проходить она должна исключительно в присутствии бизнес-омбудсмена. Параллельно сократить число административных правонарушений в КоАП раза в три, а штрафы снизить в два раза.
Самозанятым гражданам надо дать право работать по патенту. Это должен быть один исчерпывающий платеж. Недорогой. Система должна быть простой, понятной и удобной для миллионов людей. Никаких проверок, ответственность по КоАП как для физических лиц, максимально широкий список видов деятельности, возможность заниматься несколькими сразу. Только так люди поверят государству.
Вопросы налогового бремени тоже должны быть решены кардинально. Сейчас налоговая нагрузка на прибыль предприятий (с учетом взносов с фонда оплаты труда) в нашей стране значительно превышает среднемировую (149-е место из 160). И на этом фоне продолжается агрессивная политика по повышению собираемости налогов, плюс регулярно вводятся новые обязательные платежи (система «Платон», ЕГАИС, ККТ). Притом выигрыш для бюджета во всех случаях мизерный, а вред для бизнеса большой. Надо расширять налоговую базу, а не драть седьмую шкуру с уже работающих компаний. Поэтому мы призываем ввести налоговые каникулы для новых малых компаний на первые 10 миллионов рублей начисленных налогов, все ИП перевести на патентную систему, а для компаний, применяющих спецрежимы, установить единый налог в 6 процентов. Все затраты на разнообразные «учетные системы» (ККТ, ЕГАИС, «Платон» и т.д.) — зачесть в налог. Соцвзносы для ИП снизить до уровня 2012 года, а малому бизнесу с высокопроизводительными местами вернуть ставку в 14 процентов.
Целью экономической политики должно быть создание класса собственников, которые стремятся развивать свое дело и не боятся, что их недвижимость волюнтаристски снесут или введут на нее разорительные ставки налога. Вот этот класс и есть главное препятствие любым революциям. Значит, «ночи длинных ковшей» не должны повторяться, а скачки кадастровой оценки в десятки и сотни раз должны быть предметом судебных разбирательств с конкретными штрафными санкциями для тех, кто необоснованно завысил оценку. Надо запретить МУПам и ГУПам заниматься конкурентным бизнесом (сферой услуг, торговлей, перевозками и т.д.), начать массовую приватизацию муниципального и государственного имущества, добиться реализации льгот добросовестным арендаторам на выкуп помещений, разрешить добросовестным арендаторам продлевать аренду без торгов.
Все это надо подкрепить реальными стимулами для региональной и местной власти проводить эту политику, развивать на своей территории малый бизнес. Здесь речь идет уже о реформе межбюджетных отношений. В частности, мы предлагаем передать на муниципальный уровень все доходы от малого бизнеса на специальных налоговых режимах.
Без малого бизнеса жизнь экономики замирает, из нее уходит движение, частная инициатива, конкуренция в чистом виде. Снижается устойчивость всей системы. Если ничего не изменим, в скором будущем будем, как в 90-е, бродить по осколкам экономики между скелетами почивших государственных монстров и спрашивать себя: как мы дошли до жизни такой?

Источник: http://www.mk.ru/economics/2016/04/12/neobyavlennaya-voyna-s-malym-biznesom.html