Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Бизнес. Проблемы и перспективы предпринимательства

В ходе состоявшегося недавно саммита бизнесменов Черноморского шелкового пути в городе Трабзоне председатель Торгово-промышленной палаты города Трабзона Суат Хаджысалихоглу, глава ассоциации экспортеров восточной части Черного моря Ахмет Хамди Гюрдоган и президент Торгово-промышленной палаты Ингушетии Мурат Хаматханов подписали протокол, направленный на развитие торговых взаимоотношений между деловыми кругами регионов. 
В церемонии подписания протокола принял участие Генеральный консул России в Трабзоне Дмитрий Таланов. Турецкие СМИ пишут, что «гость из Ингушетии, председатель Торгово-промышленной палаты Хаматханов подчеркнул важность подписания данного протокола и искреннюю заинтересованность деловых кругов Республики Ингушетии в развитии торгового сотрудничества между Турцией и Ингушетией».
Этот факт приобретает особую актуальность в условиях усиливающихся санкций запада в отношении России, когда  заметно возрастает роль предпринимательского сообщества нашей страны в замещении освобождающихся секторов экономики. К этой теме сегодня приковано внимание не только государства, но и предпринимателей, которым предстоит осваивать новые для себя направления бизнеса. 
По мнению экспертов, импортозамещение способно в значительной мере усилить позиции Российской Федерации в мире, позволив ей сделать резкий рывок в развитии экономики. В этой связи немалые перспективы открываются перед традиционно аграрными регионами, одним из которых является Республика Ингушетия.     
В свете этих событий, мы попросили Уполномоченного по защите прав предпринимателей РИ Мурата Хаматханова поделиться с нами своими соображениями на этот счет.  
Опытный предприниматель считает, что «огромное число всевозможных проверок, целью которых является не столько предупреждение нарушений, сколько  наказание, создает поле для процветания коррупции».
- В этой связи было бы целесообразно сократить число проверяющих организаций путем их укрупнения, за счет чего можно было бы сократить число проверок, что также позволит исключить противоречия, постоянно возникающие в работе различных надзорных ведомств, - говорит бизнес-омбудсмен.
М. Хаматханов напомнил, что все нюансы проблемы, сдерживающие рост предпринимательской активности, перед руководством страны обозначил главный бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов 3 октября в Москве на обсуждении концепции закона о государственном и муниципальном контроле, в котором приняли участие премьер Дмитрий Медведев, губернаторы, эксперты и представители предпринимательского сообщества. 
Титов поддержал ранее озвученное предложение Минэкономики о переходе к рискоориентированному подходу в государственном и муниципальном контроле, отметив, что количество проверок и проверяющих остается избыточным. И такое положение сковывает инициативы бизнесменов, предпочитающих в данном случае не идти на рискованные, по их мнению, шаги, связанные с расширением деятельности.
Он также обозначил в своем докладе, что избыточное количество проверок и проверяющих, обилие требований, многие из которых противоречивые и устаревшие, ставят перед предпринимателями неразрешимые задачи, что зачастую в корне подрывает перспективы развития бизнеса, а иногда даже - возможность его сохранения как такового.      
Так, к примеру, в 2013 году в РФ было проведено в общей сложности 2,6 млн. различных проверок. Причем, всего на исполнение контрольно-ревизионных функций было потрачено 117 млрд. руб. бюджетных средств. 
Во избежание указанных проблем Титов настоятельно рекомендовал в ближайшее время полноценно запустить работу Единого электронного реестра проверок, куда бы сводилась вся информация. Это, по его словам, сделало бы ненужными дублирующие друг друга проверки разных ведомств и, помимо всего прочего, позволило бы сделать их результаты максимально прозрачными, что дало бы снижение и коррупционной составляющей.
Согласно данным Высшей школы экономики, на сегодняшний день в нашей стране существуют 133 самостоятельных видов государственного и муниципального контроля, из них 80 видов контроля осуществляются только на федеральном уровне, 8 видов — только на региональном и 2 вида — только на муниципальном. Еще 43 вида госконтроля осуществляются одновременно органами различных уровней власти, что часто ведет к несогласованности действий проверяющих органов, отнимает много сил и времени у предпринимателей и вносит путаницу в сам процесс оценки бизнеса на соответствие законодательству. Кроме того, отсутствие единых понятных правил создает поле для неоднозначного понимания законов и позволяет контрольно-надзорным службам ставить подчас противоречивые требования.
По итогам доклада главного российского бизнес-омбудсмена, премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев поддержал данные предложения, отметив, что новый закон «О государственном и муниципальном контроле (надзоре)» должен быть до конца 2014 года внесен в правительство. 
Возвращаясь к положению дел в Республике Ингушетия, Мурат Хаматханов отметил, что занятых в сфере малого предпринимательства по отношению к общему числу занятых трудом граждан оценивается всего в 17,9 процентов, что составляет 12,8 тыс. человек.
- Этого явно недостаточно, - подчеркнул он, - поскольку именно средний класс во всем мире является основой экономического благополучия общества. В качестве предпринимаемых в этом направлении шагов у нас в республике можно выделить создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, куда входят Гарантийный фонд Республики Ингушетия, микрофинансовая организация и два бизнес-инкубатора. Суть работы вышеуказанных органов сводится к определению наиболее перспективных бизнес-проектов начинающих предпринимателей и выделении им необходимых финансовых средств в виде займов. 
Мурат Хаматханов сообщил, что на сегодняшний день активы микрофинансовой организации составляют свыше 104,9 млн. рублей и из этой суммы уже выдано более 360 займов. Этого, по словам М. Хаматханова, недостаточно. «Чтобы придать процессу больше динамики, необходимо в ближайшее время увеличить общий фонд микрофинансирования», - считает он. 
Все это вместе взятое требует основательной работы по подведению надежного фундамента под развитие предпринимательства в регионе, что предполагает подготовку согласованной законодательной базы, выстраивание институтов взаимодействия бизнес-сообщества и органов власти, прозрачные и упрощенные условия контроля за деятельностью предприятий, особых льготных условий поддержки начинающих предпринимателей, а также установления разумных ставок налогов и отчислений.
31.10.2014 20:19  Мовсар Исаев Борис Терский Тимур Ужахов