Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Законные интересы предпринимательства

 

Развитие предпринимательства отнесено к числу приоритетных задач государственной политики Республики Ингушетия. Предприниматели - это движущая сила общества в рыночной экономике. Эффективно работая, создавая материальные ценности, оказывая услуги, они двигают государство вперед. 
Зачастую, предпринимателям приходится сталкиваться с трудностями, и они нуждаются в правовой поддержке. За помощью в решении насущных вопросов ингушские предприниматели обращаются к Уполномоченному по защите прав предпринимателей  в Республике Ингушетия, институт которого  был учрежден Указом Главы Республики Ингушетия № 132 от 25 июля 2012 года. 
Вопросы защиты прав и законных интересов предпринимателей регулирует Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который определяет правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, и бизнес-омбудсменов в субъектах Российской Федерации.
28 ноября 2013 года был принят Закон Республики Ингушетия «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия», в котором определены основные задачи и функции Уполномоченного:
- защита прав и охраняемых законом интересов субъектов
предпринимательской деятельности;
- содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах, принадлежащих им прав и способов их защиты;
- содействие улучшению делового и инвестиционного климата Республике Ингушетия;
- информирование общественности Республики Ингушетия о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Ингушетия;
- осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории Республики Ингушетия;
- взаимодействие с предпринимательским сообществом;
- содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. 
Законодательно определенные задачи и функции в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей реализуются по следующим направлениям:
- по молодежному предпринимательству;
- по энергетике и естественным монополиям;
- по таможне;
- по защите прав предпринимателей от незаконного уголовного преследования;
- по защите прав предпринимателей в сфере фитосанитарного и ветеринарного надзора;
- по отношениям природопользования и экологии;
- по налогам;
- по закупкам; 
- по защите прав предпринимателей в сфере банковского кредитования;
- по вопросам малого и среднего предпринимательства;
- по сертификации, лицензированию и техническому регулированию;  
- по агропромышленному комплексу.
Для решения таких задач, как проведение независимой экспертизы обращений предпринимателей, столкнувшихся с проявлением коррупции и рейдерства, при Уполномоченном существует Общественный Экспертный совет.
Большое внимание в республике уделяется малому и среднему предпринимательству. По линии Министерства экономического развития РИ действует РЦП «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2013-2016 годы».
Общий объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников финансирования составляет 3620,1 млн. рублей, из них за счет средств: федерального бюджета- 1606,8 млн. рублей; республиканского бюджета- 580,5 млн. рублей; внебюджетных источников - 1432,8 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты Программы:
 -обеспечение темпа роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году по отношению к 2012 году в размере 150 процентов;
- увеличение числа занятых в сфере малого и среднего бизнеса по отношению к общему числу занятых в экономике Республики Ингушетия до 25 процентов; вклад малого и среднего бизнеса в формирование валового регионального продукта Республики Ингушетия до 15 процентов;
По линии Министерства сельского хозяйства ипродовольствия РИ действует Республиканская целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы». Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 223,6 млн. рублей 
За период с 1 января по 9 сентября текущего года наблюдается существенное снижение темпов развития малого и среднего бизнеса республики на 16 % (или 1 736 субъект МСП). И это несмотря на то, что в настоящее время динамика роста малых предприятий имеет положительную направленность. Так, за анализируемый период темп прироста малых предприятий составил почти 26% (или 335 м. п/п). Следовательно, отрицательную динамику имеет сокращение количества субъектов МСП зарегистрированных в качестве ИП, которое составило 20% (или 2 071). Так, за первое полугодие снято с учета 1 724 ИП, поставлено же на учет в качестве ИП всего 245 граждан.
В итоге только за 1-е полугодие количество субъектов МСП сократилось на 1 914 (или на 17%). Это связано, прежде всего, с резким ростом в начале года - до 36 с 17 тысяч рублей - годовых отчислений в страховые и пенсионные фонды.
Призывы бизнеса смягчить политику в вопросе страховых выплат,
услышал президент Владимир Путин, и уже в июле Госдума приняла закон о
страховых        взносах            для       индивидуальных предпринимателей, предусматривающий снижение размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей с низким годовым доходом.
На сегодняшний день снижение налогового бремени и уровня коррупции, а также повышение доступности финансовых ресурсов, являются основными условиями роста предпринимательской активности, без создания которых предпринимательство по-прежнему будет малопривлекательным для населения.
В нашем субъекте существуют некоторые административные барьеры для предпринимательства:
- отсутствие свободного доступа к информации о предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- излишне формализованные процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг;
- несоблюдение органами государственной власти и муниципалитетами сроков предоставления услуг;
- чрезмерное государственное регулирование; отсутствие методической, организационной, консультационной помощи со стороны органов исполнительной власти;
- формализм на муниципальном уровне при оформлении арендных отношений с предпринимателями, оформлении разрешительной документации.
В этом году в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей находилось на рассмотрении 166 обращений субъектов предпринимательской деятельности от 419 заявителей (индивидуальные и коллективные обращения).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Хаматханов  Мурат Даутгиреевич согласился ответить на несколько вопросов, связанных с его деятельностью.
Мурат Даутгиреевич, как, по Вашему мнению, должен развиваться малый бизнес в Республике Ингушетии  – по отраслевому принципу или самостоятельно?
- Развитие бизнеса по отраслевому принципу, на мой взгляд,  удобнее, ведь в этом случае у предпринимателя существует определенная специализация. К примеру, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства знает и понимает свое дело так, как его не будет знать и понимать другой предприниматель. Каждый занимается бизнесом в той области, которая ему близка и понятна;
 Есть ли  товары в нашей республике, выпускающиеся  под брендом «Сделано в Ингушетии»?
- Да, их не так много, но они есть, и  это всем известные товары.  Под брендом «Сделано в Ингушетии" выпускается минеральная вода "Ачалуки", вода «Обан-хи» колбаса "Олиговская", колбаса "Ингушская",  изделия из рыбьей кожи. Мы гордимся нашими предпринимателями и главная наша задача — поддержать ингушских товаропроизводителей, помочь им в максимально эффективном использовании новых возможностей и в продвижении бренда «Сделано в Ингушетии» на ингушском и российском рынках; 
Известно, что Уполномоченным вносятся предложения и законодательные инициативы в органы власти. Как это содействует развитию предпринимательства, и какие, на Ваш взгляд, наиболее интересные предложения уже реализованы?
- Мы призваны менять законодательство, так как в бизнесе быстро меняются правила игры. Сегодня они одни, завтра, с развитием общества,  они должны отражать новые реалии. Мы  выражаем консолидированный голос бизнеса и подаем соответствующие сигналы власти. Все они направлены на решение основной нашей задачи – формирование правовых условий, благоприятных для развития экономики и бизнеса.  В последнее время был принят ряд законодательных актов, наиболее значимые, на мой взгляд, из которых посвящены инвестиционной деятельности на территории Республики Ингушетия. Они позволяют сегодня создать определенный слой предпринимателей, бизнесменов, имеющих возможности получать статусы инвесторов, целый ряд налоговых преференций, как-то, освобождение от  уплаты налога на имущество, снижения суммы налога на землю до 5% и налога на прибыль до 13,5%. Для приобретения статуса инвестора в экономику республики необходимо вложить 20 000 000 рублей.  
Помимо этого, у нас реализуется Республиканская целевая программа на 2013-2016 гг. "Развитие предпринимательства", призванная сыграть значительную роль в развитии малого и среднего предпринимательства республики. 
По линии Министерства сельского хозяйства ипродовольствия Республики Ингушетия действует Республиканская целевая программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы». Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 223,6 млн. рублей; 
Известно, что Вы осуществляете защиту  охраняемых  законом  прав  и  интересов  юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей. Расскажите, в этой связи, пожалуйста, о деятельности третейского суда.
- Механизм функционирования третейского суда очень прост и доступен.  Третейский суд призван облегчить разбирательство дел в  арбитражных судах, свести к минимуму судебную рутину.
Споры, находящиеся в компетенции третейских судов, составляют значительную часть от общего количества экономических споров.
Третейский суд является эффективным средством экономии делового времени во всем мире. В нашей республике этот институт только начинает свой путь;
Какая структура занимается удержанием роста цен? По каким принципам формируются тарифы на электричество, газ, перевозки? Их ежегодное повышение очень чувствительно для предпринимателей и существенным образом влияет на цену товара, от чего страдает и потребитель.
- Понятие тарифной политики нашей страны, действительно требует серьезного разбирательства. Конечно, тем, кто поставляет нам электроэнергию и другие ресурсы, необходимо развиваться и получать определенную прибыль.  
На мой взгляд, та тарифная политика, которая существует в России, требует кардинального пересмотра. Цены растут каждый год с бешеными темпами, и, безусловно, это имеет отрицательное влияние на  предпринимательство. Рост этих самых цен и есть тот фактор, который, в первую очередь, может убить бизнес, не позволяя продукции быть конкурентоспособной. Эта проблема не только нашей республики, но всей России в целом. Данными вопросами занимается и власть, и бизнес на всех уровнях, вплоть до руководства страны; 
Предусмотрена ли в Республике Ингушетия система  льгот для предпринимателей, работающих по перспективным направлениям?
- Самая главная задача власти в том, чтобы обеспечить функционирование всей страны и всех ее регионов через создание комфортных условий для развития бизнеса. Пока это направление развивается не очень активно, но, все-таки, работа ведется.
Основные направления поддержки следующие:
- субсидирование части затрат по инновационной предпринимательской деятельности до 5 миллионов рублей;
- субсидирование лизинговых платежей;
- грантовая поддержка предпринимателей;
- субсидирование банковской ставки рефинансирования;
- субсидирование затрат на подключение к коммуникациям;
Ряд предпринимателей Республики Ингушетия  нередко упоминают проблемы, связанные с государственными закупками и участием в электронных торгах. Основной проблемой они считают то, что главным критерием при определении победителя в тендере является цена товара. В этой связи может страдать качество товаров и услуг.
Интересно Ваше мнение на этот счет.
- За основу заключения контракта брать только уровень цены – это просто недопустимо. Я считаю, что эта система себя совершенно не оправдала и является крайне неэффективной. Подобный порядок не гарантирует отсутствие случаев допуска к данным работам людей и компаний,  не располагающих соответствующей документационной, кадровой и материально-технической базой. В результате, конечно, страдает качество; 
Каковы перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности в Республике Ингушетия?
 - Мы имеем сегодня хорошие продвижения в этом очень эффективном направлении. В этом, 2013 году, мы проводили форум "Деловая Ингушетия 2013" в Доме Культуры в городе Назрань и наблюдали большой интерес предпринимателей. В Ингушетии при вновь возведенной гостинице  предполагается строительство комплекса, предназначенного только для проведения подобных выставок. 
Но есть проблема, с которой мы столкнулись в этом году. Предприниматели отреагировали на выставку очень активно, в республику приезжали гости из соседних регионов, однако разочаровало некоторое равнодушие населения при их очевидном интересе и выгоде. Естественно, что подобная позиция населения принимающей стороны не добавляет желания предпринимателям из соседних регионов поучаствовать в выставке повторно; 
В бизнесе актуальна проблема квалифицированных кадров. Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельности в этом направлении.
- Дефицит рабочих кадров остро ощущается и является проблемой по всей России. У нас в республике нет проблемы с кадрами, окончившими высшие учебные заведения, но есть нехватка кадров со средним специальным образованием. Этому направлению мы придаем большое значение и  активно сотрудничаем со всеми колледжами республики и государственным университетом.
Наши усилия  получили поддержку Главы Республики Ингушетия.
В Джейрахском районе создан и функционирует филиал Северо-Кавказского топливно-энергетического колледжа.
Кроме того, планируется реконструкция ряда колледжей, создание новых  филиалов.
 
А. Гетагазова, 28.12.2013г.