Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Бизнес-омбудсмен Республики Ингушетия Мурат Хаматханов принял участие в I Всероссийской конференции «Федеральный ситуационный анализ (ситан) по обсуждению ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

 
DSC04148-250x166Во Всероссийской конференции приняли участие Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, Министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов, первые лица РСПП, «Деловой России», ТПП, «Опоры России», представители других предпринимательских союзов, региональные и отраслевые уполномоченные по защите прав предпринимателей из 76 субъектов РФ, включая Республику Крым и города Севастополь, предприниматели, финансисты, общественные и политические деятели, представители экспертного сообщества. Участники СИТАН высказали свое видение ключевых проблем российского бизнеса и предложили пути их решения.
Представляя свой доклад главе государства, Борис Титов отметил, что перед проведением, заключительного федерального ситана было проведено 40 отраслевых и 76 региональных ситанов, где состоянию российского бизнеса «был поставлен диагноз и предложен список рецептов». Он отметил, что последнее время у России нерадостные макроэкономические показатели, остановился промышленный рост, снижается индекс предпринимательских ожиданий, снижается количество субъектов предпринимательской деятельности и количество рабочих мест во всех секторах экономики, кроме добычи природных ископаемых и бюджетного сектора. «Идет огосударствление экономики, налоги с одного «Газпрома» практически равны налогам со всего МСП России», - констатировал Борис Титов.
По его мнению, эти негативные явления – следствие того, что в России стало невыгодно заниматься бизнесом. За последнее время сильно выросли издержки российского бизнеса, особенно в обрабатывающей промышленности, которая показала 30-процентное падение прибыли в 2013 году. «Мы очень мало производим товаров повседневного спроса, продукции машиностроения», - отметил Б. Титов. Среди факторов негативно влияющих на бизнес он назвал рост фискальной нагрузки, тарифов на электроэнергию, высокие ставки по кредитам, низкий рост производительности труда, избыточный контроль со стороны государства. «Только сократив проверки вдвое, мы сократили бы издержки бизнеса на 20 процентов», - заявил Борис Титов
«Мы технологически отстаем, износы основных фондов критичны, особенно в машиностроении, - считает Борис Титов. – Как следствие низкой предпринимательской активности мы видим рост иждивенческих настроений у населения». Он озвучил цифры статистики, согласно которым 51% бизнеса находится в тени. «МСП уходит в  тень, а крупные компании в оффшоры. Проблема? Да! Но и гигантский потенциал экономического роста!  Ведь только выход экономки из тени вдвое увеличит доходы бюджета», - заявил Борис Титов.
Он признал существенные успехи государства по упрощению административных процедур, работе по созданию в России благоприятного инвестиционного климата. «Но без высвобождения предпринимательской активности, освобождения бизнеса от сковывающих его развитие пут – это только полдела, все равно как построить шикарное скоростное шоссе и ездить по нему на верблюдах, а не на современных машинах», - считает бизнес-омбудсмен. Работа над деловым климатом должна быть дополнена созданием эффективных предприятий, особенно в обрабатывающей промышленности, снижением издержек производства и стимулированием деловой активности, резюмировал Борис Титов
Президент российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил, что Россия стоит на пороге новых вызовов, как геополитических, так и экономических. Он приветствовал тот факт, что федеральный бизнес-омбудсмен не замыкается исключительно на реагировании на конкретные обращения, а пытается выступить драйвером системного улучшения инвестиционного климата в стране.
Министр по делам общественного правительства Михаил Абызов поздравил Бориса Титова с тем, что институт Уполномоченного вышел на новый уровень развития. Он подчеркнул важность широкого учреждения должности бизнес-омбудсменов в регионах России, так как именно там работает большинство людей, там основные проблемы и основной потенциал развития. «Люди с надеждой смотрят на Ваш институт, а Правительство ждет от Вас конкретных технологизированных решений  по каждому отраслевому вопросу», - подчеркнул он.
Сопредседатель «Деловой России», исполнительный Сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Назаров заявил, что за последние 20 лет к уголовной ответственности был привлечён каждый пятый предприниматель, из-за чего было потеряно два миллиона рабочих мест, так как открытое уголовное дело парализует работу предприятий. Он выдвинул идею введения в России института следственных судей, чтобы прекратить процессуальные злоупотребления на этапе следствия, и ввести суд присяжных по 159 ст. УК «Мошенничество».
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин отметил, что бизнес волнует огромное количество проблем, но прежде чем смотреть вперед, надо научиться не наступать на старые грабли. «Мы только начали оправляться от последствий принятия непродуманного решения о повышении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, и принимаем закон о введении налога на имущество для малого бизнеса, ведущегося по упрощенке, а это новые и большие для него расходы», - подчеркнул С. Катырин.
Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что, изучив доклад Уполномоченного, его министерство поддерживает большинство предлагаемых в нем мер. Он высказался за скорейшее принятие закона «О промышленной политике РФ», который отражает интересы МСП в части налоговых льгот. «Чем быстрее мы запустим механизмы, прописанные в этом законе, тем быстрее дадим нашему бизнесу четкие индикативы», - заявил. Д. Мантуров. Он выразил мнение, что проблему переоснащения основных фондов удастся решить исключительно при эффективной ставке кредита в 4-4,5 процента. «Тогда бизнес будет брать эти деньги, и модернизировать свои фонды», - заявил министр.
Общественный омбудсмен по земельным и кадастровым отношениям Марина Карпова назвала две главных проблемы в своей сфере – резкий рост стоимости и аренды земли и не заключение с добросовестными арендаторами договоров сроком на год. «Если посмотреть рыночные на цены на землю, то видно, что они практически не растут, а арендные ставки и кадастровая стоимость растут сильно, - заявила она.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин выразил мнение, что доклад Уполномоченного должен быть акцептован ведущими российскими бизнес-ассоциациями, чтобы они также отвечали за него. Он призвал шире использовать Национальную предпринимательскую инициативу, и заявил, что к 2015 году большинство законодательных изменений по дорожным картам АСИ должно будет быть принято. Никитин предложил постоянно включать поступающие от института Уполномоченного и отраженные в докладе проблемы в НПИ, для последующего создания дорожных карт, так как это зарекомендовавший себя, проверенный и дающий результат инструмент.
Общественный омбудсмен по проверкам и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Петр Слепченко заявил, что к теме проверок относится до 30 процентов обращений предпринимателей. П. Слепченко призвал к радикальному сокращению числа проверок. Сделать это можно, введя императивные ограничения – не более трех плановых проверок на одного предпринимателя в год и не более одной проверки в год от одного контрольного органа. Также он призвал запретить проводить в течение трех лет плановые проверки для новых компаний, а все проверки заносить в единый реестр с их  мотивационным обоснованием.
Заместитель министра экономического развития Сергей Беляков предложил провести окончательные слушания по докладу на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, и сделать это ежегодной традицией. «Тогда можно будет видеть ситуацию в динамике», - считает он. Также С. Беляков отметил, что большинство проблем бизнеса проистекает от низкого качества государственного управления и неспособности государства полноценно осмыслить свои взаимоотношения с бизнесом.