Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Казахстан: лучше бизнес-климат – больше инвестиций

 По официальным данным, за период независимости Республики Казахстан в ее экономику привлечено более 122 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. Среди факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность страны, называют комфортный бизнес-климат, поддерживаемый благоприятным инвестиционным законодательством, привлекательными мерами поддержки инвестиций, а также экономической и политической стабильностью. Бизнес-сообщество Казахстана своеобразной точкой отсчета в выстраивании этого комфорта считает июль 2009 года, когда были внесены значительные изменения в закон «О частном предпринимательстве». 
Тогда впервые в едином законе был прописан общий почти для всех государственных органов порядок проведения проверок. Были обновлены принципы, задачи госконтроля над субъектами частного предпринимательства, определены цели, предмет, формы проверок, установлен единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения.
Бизнесу были предоставлены дополнительные возможности для защиты своих прав при проверках, включая фиксирование процесса осуществления проверки, привлечение третьих лиц к участию в проверке, недопущение к проверке должностных лиц в случае существенных нарушений порядка назначения и проведения проверки, упрощение порядка ликвидации субъектов малого бизнеса, относящихся к средней и низкой степеням риска, требование признания результатов проверки недействительными в случае существенных нарушений порядка ее проведения и организации.
С 2010 года планирование и проведение проверок в Республике Казахстан осуществляется на основе системы оценки рисков, в соответствии с которой каждый госорган должен определить, где нарушения имеют более тяжелые последствия, и распределить предпринимателей по группам риска: высокий, средний и незначительный. В зависимости от группы риска госорганы должны проверять наиболее опасных субъектов бизнеса, что повышает эффективность контроля и снижает нагрузку на бизнес. Так, высокая степень риска должна проверяться 1 раз в год, средняя – раз в три года, а незначительная – раз в пять лет.
Кроме того, поправками к закону устранена неурегулированность процедуры отбора предпринимателей для включения в план проверок. В настоящее время государственные органы, утверждая план проведения проверок, направляют его в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещения на веб-сайте Генеральной прокуратуры. При этом внесение изменений в планы проверок не допускается.
Результатом внедрения системы оценки рисков явилось уменьшение количества проведенных плановых проверок уже в 2010 году по отношению к 2007 году на 15%.
В июле 2011 года был принят закон, предусматривающий повышение уровня ведомственных актов государственных органов, устанавливающих требования, обязательные для бизнеса, до уровня постановлений правительства Казахстана, указов и законов. Таким образом, повышены правовая грамотность МСБ и прозрачность нормотворческой деятельности государственных органов.
В целях снижения административных барьеров на пути реализации концепции совершенствования разрешительной системы в республике в 2011 году был принят закон, которым сокращено 348 разрешительных документов (процедур) из 1015 выявленных, а также упрощены разрешительные процедуры путем сокращения временных затрат и издержек бизнеса.
Помимо сокращения разрешений предусматривается упрощение разрешительных процедур через распространение принципа «одного окна» на согласования со всеми государственными органами при получении лицензий; распространение принципа «молчание – знак согласия» на все разрешения; установление единого срока выдачи лицензий – 15 рабочих дней; проверки представленного пакета документов на полноту в двухдневный срок; исключение обязательного нотариального заверения документов. Эти меры приводят к сокращению лицензионно-разрешительного документооборота более чем на 800 тыс. единиц в год, повышают ответственность государственных органов при выдаче разрешений.
С 1 января 2009 года в Казахстане действует новый Налоговый кодекс, в котором упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций (ИНП). В настоящее время право на получение ИНП имеют налогоплательщики, за исключением недропользователей, предприятий, производящих подакцизную продукцию, а также налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках специальных налоговых режимов.
Новым налоговым кодексом увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами быстрого списания инвестиций. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) снижена до 12%, введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщиками, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо. Осуществлен переход от регрессивной шкалы социального налога со ставками от 13 до 5% к плоской шкале со ставкой 11%. В целях упрощения использования налогоплательщиками налоговых обязательств сокращены формы налоговой отчетности, а также продлены и унифицированы сроки ее представления.
Наряду с общеустановленным порядком казахстанская система налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена и в виде упрощенной системы, которая подразумевает специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса.
Для поддержания развития малого бизнеса Казахстан на протяжении последних лет снижает налоговую нагрузку. Были расширены критерии определения малого бизнеса практически в три раза и снижены ставки налогов в четыре раза. В результате количество юридических и физических лиц, применяющих специальные налоговые режимы, возросло, а также возросла и сумма поступлений.
Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощенной декларации, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.
Субъекты МСБ могут не являться плательщиками НДС, если минимум оборота за календарный год не превышает 30 000-кратного месячного расчетного показателя. В новом Налоговом кодексе сохранены специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса и дополнительно предусмотрена ликвидация обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для МСБ.
Особая специфика сельских районов стала основой для создания специальных налоговых режимов для сельхозтоваропроизводителей. Крестьянские хозяйства вместо совокупности налогов платят единый земельный налог по ставке от 0,1 до 0,5% стоимости земли. Специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов – предусматривает снижение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, на 70%. Также в Налоговом кодексе предусмотрено снижение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции.