Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Бизнес-омбудсмен Ингушетии оказал содействие предпринимателю в получении государственной поддержки (субсидии) в размере 300 тыс. рублей

08 июня 2016 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия обратился глава КФХ Манкиев Багаудин Уматгиреевич с просьбой оказать содействие в объективном рассмотрении его заявки на получение субсидии по линии Министерства экономического развития Республики Ингушетия.
Б.У. Манкиев пояснил, что занимается производством сельхозпродукции (в том числе гречихи, свеклы, моркови) на землях ГУП им Серго Орджоникидзе, кроме того, является владельцем трех специализированных магазинов в городах республики, осуществляющих реализацию гербицидов, фитонцидов, различных семян и т.п.
Для обработки и фасовки гречихи Манкиеву было необходимо оборудование, которого нет в республике, вследствие чего, произведенную продукцию приходилось вывозить для обработки в другие регионы, что приводило к увеличению стоимости продукта и снижению покупательского спроса. Глава КФХ был вынужден приобрести дорогостоящее оборудование в рассрочку.
В 2015 году, для того чтобы покрыть часть расходов, связанных с покупкой оборудования, Багаудин Уматгиреевич подал пакет документов на участие в конкурсном отборе на получение субсидии, в соответствии с Постановлением Правительства Ингушетии от 13.08.2013 г. № 163. Однако, несмотря на существующее поручение Главы Республики Ингушетия от 14.12.2015 г. № бг-578 об оказании содействия Багаудину Уматгиреевичу по линии действующих в республике федеральных и региональных республиканских программ развития малого и среднего предпринимательств, в список получателей грантов он не вошел. В своем письме (№ 3814/10 от 21.12.2015 г.) Минэкономразвития РИ ссылалось на отсутствие в списках предпринимателей-претендентов на получение субсидии Манкиева Б.У., в то время как документы им были поданы в полном объеме и в установленные сроки. Также Министерство рекомендовало Руководителю КФХ снова принять участие в конкурсе по оказанию государственной поддержки, но уже в 2016 г., что и сделал Манкиев, дождавшись начала конкурсного отбора.
В июне 2016 г. Бизнес-уполномоченный обратился к министру экономического развития с просьбой объективно рассмотреть заявку Багаудина Манкиева на получение субсидии. Также, было направлено официальное письмо руководителю Администрации Главы Республики Ингушетия, с просьбой взять на контроль вопрос объективного рассмотрения заявки Манкиева Б.У. Межведомственной комиссией.
Кроме того, с целью обеспечения максимально справедливого распределения денежных средств, в Межведомственную комиссию Министерства экономического развития республики по конкурсному отбору заявок, был включен в качестве наблюдателя сотрудник Аппарата Уполномоченного.
В конце октября 2016 г., благодаря содействию сотрудников Аппарата Уполномоченного, Главе КФХ Манкиеву Б.У. была оказана государственная поддержка и выделена денежная сумма в размере 300 000 рублей.
Багаудин Уматгиреевич выразил благодарность ингушскому бизнес-омбудсмену за оказанную помощь в получении субсидии, благодаря которой он смог возместить существенную часть затрат, связанную с приобретением оборудования.

Бизнес-уполномоченный добился выдачи лицензии руководителю ООО «Доверие» на осуществление предпринимательской деятельности

19 мая 2016 года в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия обратилась руководитель ООО «Доверие» Акиева Лиза Усмановна. Заявительница обратилась к бизнес-уполномоченному с просьбой оказать содействие в выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции.
Началось с того, что 4.04.2016 года Акиева Л.У. подала заявление с полным пакетом документов  на получение данной лицензии в Министерство экономического развития Республики Ингушетия. Через месяц срок рассмотрения обращения руководителя ООО «Доверие» истек, однако Министерство так и не решило вопрос выдачи лицензии предпринимателю, тем самым нарушив нормы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 3.05.2006 г. и ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Акиева не раз разговаривала как с сотрудниками Министерства, так и с его руководителями, тем не менее, без обоснованных причин, предпринимателю отказывались выдавать лицензию. После того как Акиева поняла, что самостоятельно решить данный вопрос не представляется возможным, она обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей М. Хаматханову с жалобой на неправомерные действия должностных лиц Министерства экономического развития, а также с просьбой помочь в получении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.
В рамках рассмотрения обращения руководителя ООО «Доверие», Уполномоченным был направлен официальный запрос на имя и.о. министра экономического развития с просьбой дать разъяснения о причинах задержки в выдаче лицензии Акиевой Л.У. Руководство министерства проигнорировало данный запрос и, несмотря на все попытки Уполномоченного договориться с ними, решить этот вопрос мирным путем не удалось. Тогда бизнес-омбудсмен подключил к решению данного вопроса Прокуратуру Республики Ингушетия и направил запрос с просьбой провести проверку на предмет соблюдения порядка рассмотрения обращений Минэкономразвития РИ и сроков ответа на официальный запрос Уполномоченного.
Таким образом, Прокуратора провела проверку, которая показала, что должностными лицами МЭР допущены нарушения требований п.1 ст.6 и п. 1 ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210- ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг», Закона РИ от 3.12.2013 г. № 46-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РИ» и Федерального закона от 2.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
По результатам проверки, в адрес Правительства было внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, а в отношении и.о. руководителя МЭР вынесли постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (по ст.5.59 КоАП РФ).
Далее, и.о. министра экономического развития внес предложение о передаче, возложенных на него обязанностей, в частности, в сфере лицензирования алкогольной продукции, Комитету промышленности, транспорта, связи и энергетики РИ. Вследствие чего, Постановлением Правительства РИ от 28.07.2016 года №132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РИ» функции в сфере лицензирования и контроля за реализацией алкогольной продукции были переданы Комитету. После утверждения данного Постановления от 28.07.2016 года, Акиева Л.У. обратилась в Комитет с просьбой рассмотреть ее заявление. К этому моменту прошло уже три с половиной месяца с момента обращения предпринимателя за лицензией.
В свою очередь аппарат Уполномоченного направил письмо в адрес Комитета, с просьбой решить вопрос выдачи лицензии на реализацию алкогольной продукции Акиевой Л.У. в ускоренные сроки.
Исходящим письмом Комитет сообщил о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РИ № 39 от 18.03.2013 года «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» разработанные проекты административных регламентов направлены на согласование в Прокуратуру Республики Ингушетия. В том же письме сообщалось, что после согласования административных регламентов в Прокуратуре РИ и утверждения приказом Комитета, Акиевой Л.У. в установленном порядке будет выдана лицензия.
Однако заявление руководителя ООО «Доверие» пролежало в Комитете без действия более двух месяцев. В течение этого времени юристы аппарата Уполномоченного регулярно связывались со специалистами Комитета для выяснения причин задержки в выдаче лицензии. Сотрудники Комитета ссылались на несущественные основания, такие как отсутствие государственных бланков, но когда срок их подготовки подошел к концу и юристы аппарата Уполномоченного попытались в очередной раз связаться с Комитетом, чтобы, наконец, поставить точку в данном вопросе, сделать этого не удалось. Игнорируя, в течение продолжительного времени, звонки Уполномоченного, служащие Комитета вышли на связь с руководителем ООО «Доверие» и стали предъявлять к ней незаконные требования, носящие коррупционный характер.
Уполномоченному ничего не оставалось, как вновь подключить к этому вопросу Прокуратуру республики. Не прошло и недели после официального обращения бизнес-омбудсмена к Прокурору РИ, как предпринимателю Акиевой Л.У. выдали лицензию на реализацию алкогольной продукции.
В своем письме руководитель ООО «Доверие» Акиева Л.У. выразила благодарность центральному аппарату Уполномоченного и бизнес-омбудсмену в Республике Ингушетия Хаматханову М.Д. за принципиальный подход в решении данной проблемы. «Хочется, чтобы предприниматели нашей республики знали, что в нашем регионе есть такая структура, где их права могут защитить не только на словах, но и на деле», - отметила Лиза Усмановна. 

При содействии бизнес-омбудсмена М.Хаматханова предпринимателю предоставлен земельный участок

В Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия обратился генеральный директор ООО «Хамхи» с просьбой оказать содействие в получении земельного участка в районе с.п. Плиево под строительство новых производственных помещений для расширения действующего бизнеса.
         Предприятие ООО «Хамхи» занимается переработкой сахарного песка в сахарные кубики-рафинад. На производстве трудятся десять сотрудников. ООО «Хамхи» располагается на территории личного домовладения предпринимателя, что создает много неудобств в связи с ограниченностью производственных площадей. Для увеличения производства и создания дополнительных рабочих мест необходима дополнительная земельная площадь.
         Уполномоченным было рассмотрено обращение ген.директора ООО «Хамхи» и рекомендовано обратиться с письменным заявлением в администрацию местного самоуправления с просьбой о выделении земельного участка, с указанием целей использования земельного участка, с обоснованием необходимости определенной площади для указанных целей. В ходе юридической консультации предпринимателю было сообщено, что в соответствии со ст.39.2 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-10 настоящего Кодекса», в связи с чем руководство администрации обязано рассмотреть его обращение и дать мотивированный ответ.
 Предпринимателю была оказана также юридическая помощь в составлении заявления в администрацию местного самоуправления. В случае необоснованного отказа бизнес-омбудсмен рекомендовал предпринимателю с ответом администрации вновь обратиться с письменным заявлением в аппарат Уполномоченного для рассмотрения вопроса на предмет нарушения прав.
Юристы аппарата Уполномоченного регулярно созванивались с заявителем для получения информации о ходе рассмотрения его заявления администрацией местного самоуправления. Не дождавшись реакции администрации, предприниматель вновь обратился с письменным заявлением к бизнес-омбудсмену, после чего  Уполномоченным от 12.05.2015 года было направлено письмо №161/1 в районную администрацию с просьбой рассмотреть возможность предоставления земельного участка ген.директору ООО «Хамхи» в соответствии с земельным законодательством, так как предприниматель планирует построить на этом участке предприятие, благодаря чему в 2,5-3 раза увеличится количество рабочих мест и налоговых отчислений в бюджеты различных уровней.
Однако администрация ссылаясь на проблему с малоземельем, отложила выделение земельного участка на неопределенный срок.
Аппарат Уполномоченного держал данный вопрос под постоянным контролем. Бизнес-омбудсмен неоднократно созванивался с главой администрации и в августе текущего года генеральному директору ООО «Хамхи» был предоставлен земельный участок площадью 1 га для расширения действующего производства.
Генеральный директор ООО «Хамхи» поблагодарил Уполномоченного за оказанную помощь и содействие в получении земельного участка для расширения действующего бизнеса.

КФХ «Цокиев» была выплачена компенсация в размере 219 000 рублей

14 декабря 2015 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия обратился представитель по доверенности главы КФХ «Цокиев»  Газдиев Бекхан М.
Фермер рассказал, что в 2015 году поля КФХ «Цокиев» были засеяны овощами(6 га) и кукурузой (14 га). Но в результате засухи в Малгобекском районе весь урожай погиб.
Действительно, летом прошлого года в Республике Ингушетия действовал режим ЧС из-за почвенной засухи и гибели посевов. Правительство РФ выделило денежные средства Республике Ингушетия на выплату компенсаций за понесенный в 2015 году ущерб от чрезвычайных ситуаций природного характера. [Постановление Правительства Республики Ингушетия от 16 декабря 2015 г. N 192 "Об утверждении Положения о порядке предоставления компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, за счет средств федерального бюджета"] (далее Постановление)
Согласно ст. 12. Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственное страхование, осуществляется с государственной поддержкой.
Правовые основы оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования при осуществлении страховой защиты связанных с производством сельскохозяйственной продукции имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливаются федеральным законом о государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования.
Для получения компенсации сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в уполномоченный орган следующие документы (Постановление):
а) заявление на получение компенсации;
б) справку из кредитной организации о наличии расчетного счета
кроме того:
  - фермер должен осуществлять деятельность на территории введения режима чрезвычайной ситуации природного характера;
 - КФХ должно быть включено в Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, утверждаемый Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
По словам Газдиева Б., в установленный срок им было представлено в Министерство сельского хозяйства и продовольствия по РИ заявление на получение компенсации, а также справка из кредитной организации о наличии расчетного счета.
 В результате проведенной комиссией министерства выездной проверки был подтверждён факт, что Газдиев Б. действительно осуществляет деятельность на территории введения ЧС природного характера. Как рассказал фермер, по итогам проверки комиссия составила акт и определила размер ущерба, нанесенный засухой на сумму 550 000 рублей. По словам заявителя, все необходимые документы в полном объеме были представлены в министерство, но выплата денежной компенсации откладывалась. Представители министерства мотивировали отказ тем, что денежные средства еще не поступили.
            В связи с этим Газдиев Б. обратился к Уполномоченному по защите прав предпринимателей с просьбой оказать содействие в возмещении ему убытков понесенных в связи с засухой.
Аппаратом Уполномоченного были детально изучены все документы представленные фермером Газдиевым Б., после чего бизнес-омбудсмен в телефонном режиме провел деловую беседу с зам. министром сельского хозяйства и продовольствия РИ Албаковым М., а затем и с и.о. министра Костоевым Р., в ходе которой выявились некоторые несоответствия со словами фермера Газдиева Б. Дело в том, что фермеру полагалась сумма меньшая той, которую он заявлял. Составленный комиссией министерства акт Газдиев Б., несмотря на просьбу юристов Аппарата Уполномоченного, так и не представил.
В этой связи Уполномоченный направил в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия письмо с просьбой рассмотреть вопрос возмещения понесенных затрат КФХ «Цокиев» в соответствии с суммой средств предназначенных для данных целей.
В конце января текущего года К(Ф)Х «Цокиев» получило государственную поддержку в виде компенсации ущерба в размере 219 000 рублей.
К(Ф)Х «Цокиев» имеет небольшую площадь земельного участка (20 га) и оказанная фермеру государственная помощь является очень весомой.
Газдиев Б. выразил устную благодарность Уполномоченному за оказанную поддержку и содействие в получении денежной компенсации. 

Ингушский бизнес-омбудсмен защитил предпринимателя от чрезмерно высокого штрафа

В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия Хаматханова М.Д. обратился Генеральный директор ООО «N» с просьбой проверить насколько обосновано в отношении его предприятия наложено административное взыскание в виде штрафа 400тыс.руб. и возможно ли его отменить. 
 
По информации заявителя 13 ноября 2015 года в вечернее время на территории его предприятия произошло возгорание продовольственного вагончика (контейнера), находящегося в арендном пользовании у гр.Аушева В.Б. (договор аренды от 04.02.2015г.). По предварительным данным причиной пожара стал ураганный ветер, который возможно и спровоцировал короткое замыкание в электропроводке. Кроме того, в указанный день в г.Назрань были неоднократные  отключения электроэнергии (в связи с ураганным ветром). Однако, инспекторами госпожарнадзора ГУ МЧС России по РИ установлено, что возгорание произошло в результате нарушения требований правил пожарной безопасности в части монтажа электропроводки. Итогом пожарного надзора стало административное наказание в виде двух штрафов: на должностное лицо – 50 тыс. руб. и на юридическое лицо – 400 тыс. руб.
Заявитель также пояснил, что в начале 2015 года государственным инспектором г.Назрань по пожарному надзору Падиевым М.М. проводилась внеплановая проверка предприятия, по итогам которой было дано Предписание №15/1/15 от 18.02.2015г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в числе которых не было претензий к электропроводке.
Предприниматель считает, что штраф в размере 400 тыс.руб. является необоснованным  и, на фоне   происходящих кризисных явлений в экономике, чрезмерно высоким финансовым наказанием.
В ходе рассмотрения обращения заявителя сотрудниками Аппарата Уполномоченного были изучены  следующие документы:
- предписание №15/1/15 от 18.02.2015г. об устранении нарушений;
- постановление №72 от 27.11.2015г. государственного инспектора г.Назрань по пожарному надзору о наложении административного взыскания в виде штрафа 50тыс.руб. по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ;
- постановление №70 от 26.11.2015г. зам.нач.УНДГУ МЧС России по РИ о наложении административного взыскания в виде штрафа 400тыс.руб. по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ;
- договор №19 от 19.12.2014г. «Об оказании  услуг в области пожарной безопасности» между ООО «N» и ИРО ВДПО;
- акты проведения технического обслуживания системы охранно-пожарной сигнализации и оповещения о пожаре за 2015 год;
- договор аренды торговых мест на территории ООО «N» с гр. Аушевым В.Б.
В целях проверки доводов заявителя о неблагоприятных погодных условиях, послуживших причиной возникновения пожара, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в РИ в адрес Ингушского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды был сделан запрос №312 от 21.12.2015 г. о предоставлении информации по вопросу «имело ли место быть 13 ноября 2015 года в г.Назрань опасное природное явление, которое по своей интенсивности масштабу распространения или продолжительности могло вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей». Письмом от 24.12.2015г. №1-55-121 руководитель указанного   центра проинформировал, что по сведениям наблюдательных пунктов Ингушского  ЦГМС на территории Республики Ингушетия в указанный период зафиксировано усиление ветра до неблагоприятных отметок, что могло вызвать отрицательные последствия как для жизнедеятельности людей, так на сектора экономики республики и на окружающую среду.
Таким образом, доводы заявителя о возможности возникновении пожара в результате  неблагоприятных погодных условий, подтверждаются.
Следует отметить, что между Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия и Главным Управлением МЧС России по Республике Ингушетия имеется Соглашение о взаимодействии от 1 марта 2013 года, которое предусматривает в совместном решении задач, в том числе касающихся сокращения избыточных административных барьеров при осуществлении государственного контроля (надзора), осуществляемого в отношении малого и среднего бизнеса.
В рамках указанного соглашения бизнес-омбудсмен 15 декабря 2015 года направил письмо  в адрес Начальника ГУ МЧС России по Республике Ингушетия генерал-майора Колоева Р.Я. с просьбой  рассмотреть вопрос об отмене постановления о привлечении юридического лица ООО «N» к административной ответственности в виде штрафа 400 тыс.рублей. Бизнес-омбудсмен аргументировал свою просьбу тем, что заявитель признает свою вину отчасти и готов понести административную ответственность как должностное лицо, т.е. согласен с административным наказанием в виде штрафа 50 тыс.руб., наложенным на него уже другим  постановлением №72 от 27.11.2015г. Кроме того, важным моментом в определении степени вины заявителя являются результаты предыдущей проверки требований пожарной безопасности, которая прошла в феврале 2015 года и не выявила тех нарушений, по которым заявитель признан нарушителем требований пожарной безопасности после произошедшего пожара. По предварительным  данным причиной пожара  стало такое природное явление как  ураганный  ветер. Также, бизнес-омбудсмен обратил внимание на то, что в условиях происходящего экономического кризиса, малый и средний  бизнес проходит серьезное испытание на выживаемость. Доходы предпринимателей снижаются и подобные штрафы являются чрезмерным экономическим наказанием. Руководство ГУ МЧС России по РИ первоначально восприняло данное обращение как попытку избавить заявителя от наказания, аргументировав свою позицию по принципу «закон суров, но он закон».
Ингушскому бизнес-омбудсмен пришлось неоднократно  в телефонном режиме пояснять руководству надзорного ведомства в сфере пожарной безопасности свою позицию о необходимости отменить решение о наложении штрафа 400 тыс. руб.
Итогом предпринятых мер бизнес-омбудсмена стало рассмотрение 29 декабря 2015 года административного дела в соответствии с главой 30 КоАП РФ в ГУ МЧС России по Республики Ингушетия (г.Магас) с участием заявителя и представителей Аппарата Уполномоченного на котором, в ходе объективного изучения обстоятельств дела, было принято решение об отмене постановления №70 от 26.11.2015г. о наложении административного взыскания в виде штрафа 400 тыс. руб. на ООО «N». В тоже время заявитель обязался представить в надзорный орган план мероприятий по устранению выявленных нарушений, с указанием сроков их исполнения.
Предприниматель выразил благодарность уполномоченному за оказанную помощь и поддержку и отметил важность для бизнеса такого органа  власти – аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей, который может защитить права и законные интересы субъектов предпринимательства.