Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Мурат Хаматханов в очередной раз защитил права предпринимателя и помог в организации ярмарок в городах Ингушетии

В мае текущего года в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике Ингушетия поступило обращение от ИП Масуевой Р.Р., деятельность которой заключается в организации ярмарок на территории Республики Ингушетия, с жалобой  на искусственно создаваемые руководителями муниципалитетов препятствия в организации и проведении ярмарок.
В частности, вопреки - рекомендациям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации, администрации МО г.г. Назрань, Малгобек не согласовывают организаторам ярмарок площадки для проведения ярмарочных мероприятий, а если согласовывают, то определяют постоянным местом проведения ярмарок заведомо непривлекательную территорию города.
В процессе работы с обращением выяснился тот факт, что к предпринимателям предъявлялись неприемлемые требования, например: в г. Малгобек- по сумме арендной платы за площадку для проведения ярмарки, где предприниматели готовы были внести 50 тыс. рублей, а администрация города запросила непомерно высокую плату в размере 120 тыс. рублей . А администрация г.Назрань выдает разрешение на проведение ярмарки исключительно, на заведомо непривлекательную, закрытую для свободного доступа потенциальных покупателей, территорию города.
Несколько недель организаторы ярмарок предпринимали попытки собственными силами разрешить эту проблему, но безуспешно, после чего предприниматели обратились за помощью к Уполномоченному.
Изучив материалы дела, Уполномоченный направил запросы в администрации муниципальных образований республики, с просьбой дать разъяснения по поводу причин затягивания согласования места и сроков проведения ярмарок. Однако, ни администрация г. Назрань ни администрация г. Малгобек не смогли дать внятного объяснения по существу данного вопроса.
Далее, Уполномоченным оказано содействие предпринимателям в подготовке необходимых документов и рекомендовано в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10.08.2011 №273 «О порядке организации ярмарок и продажи товаров на них на территории РИ», направить письменное уведомление в администрации двух оговоренных муниципальных образований, о проведении ярмарок с указанием площадок и периода прохождения ярмарочных мероприятий.
Со своей стороны Уполномоченный, направил письмо в министерство Экономического развития РИ от 17.05.2017г № МХ-123, изложив суть возникших проблем, а также в режиме телефонных переговоров, разъяснил главам муниципальных образований о необходимости соблюдения норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Положения об организации ярморочно-выставочной деятельности Республики Ингушетия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 25 июня 2003 г. № 180.
После всех проведенных процедур, уже с 26 мая ярмарка была успешно проведена в г. Малгобек, а с 2 июня и по сей день проходит в г. Назрань. Продавцы и организаторы ярмарок очень довольны предоставленной им для торговли площадкой, и выражая искреннюю благодарность Аппарату Уполномоченного отметили, что без вмешательства Уполномоченного не смогли бы провести столь полезные, как для предпринимателей так и для жителей республики мероприятия..
 
Таким образом, в очередной раз Уполномоченный выступил защитником прав предпринимателей региона и помог восстановить их нарушенные права.

М. Хаматханов добился отмены муниципального правового акта, предлагающего предпринимателям заведомо непривлекательное место для проведения ярмарки

В адрес уполномоченного поступило обращение от ИП Цыздоевой Рузанны Рамазановны о нарушении её прав со стороны Администрации г. Назрань, в части принятия ею Постановления, определяющего постоянным местом проведения ярмарок заведомо непривлекательную территорию города.

Между организатором ярмарки в лице ИП Р.Р. Цыздоевой и главой Администрации г. Назрань существовала устная договоренность о проведении её на территории бывшей автостанции города, период проведения также был оговорен. В запланированный для проведения ярмарки день, производители съехались в республику из соседних регионов для участия в ней, однако по непонятным причинам устная договоренность Администрацией о предоставлении площадки на территории бывшей автостанции не соблюдалась. Вместо оговоренной территории предпринимателям для проведения ярмарки была предложена мало того, что неоживлённая «мертвая» территория города (малопосещаемый оптово-розничный центр «Ангушт»), так еще предлагалось размещать палатки прямо перед фасадом магазинов, перекрывая вход в них и создавая, таким образом, конфликтные ситуации с владельцами магазинов. В итоге, время шло, организаторы и участники ярмарки теряли уже вложенные средства, а ситуация не менялась. После неудачных попыток собственными силами разрешить эту проблему, организаторы ярмарки обратились за помощью к Уполномоченному.

При рассмотрении дела, сотрудниками Аппарата уполномоченного было изучено Постановление Администрации г. Назрань «Об определении места проведения ярмарок на территорию г. Назрань» №322 от 19.04.2016 года и установлено, что принятое постановление противоречит ряду нормативных правовых актов, в том числе:  

- рекомендациям Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25.12.2014 № 2733 по организации ярмарочной торговли в Российской Федерации

- Положению об организации ярморочно-выставочной деятельности Республики Ингушетия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 25 июня 2003 г. № 180.

Кроме того, в Постановлении Администрации были выявлены коррупциогенные факторы, определенные в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 «Об  антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Уполномоченным, в рамках работы с обращением, 22 марта 2017 г. было подготовлено и направлено в адрес Администрации города заключение, содержащее рекомендации о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ИП Р.Р. Цыздоевой и предотвращению подобных нарушений в отношении организаторов ярмарок в дальнейшем. На основании этого заключения, Администрация г. Назрань, постановлением №326 от 28.03.2017 г. отменило принятое ею ранее постановление №322 от 19.04.2016г.

Сотрудниками Аппарата Уполномоченного ИП Цыздоевой Р.Р. были даны разъяснения о порядке организации и проведения ярмарок в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 10.08.2011 №273 «О порядке организации ярмарок и продажи товаров на них на территории РИ» и оказано содействие в подготовке необходимых документов. После чего, ярмарка была успешно проведена, продавцы были довольны предоставленной им для торговли территорией. Организатор ярмарки ИП Р.Р. Цыздоева выразила благодарность Аппарату Уполномоченного от имени участников ярмарки, чьи права и законные интересы были защищены.

Таким образом, Уполномоченному удалось не только защитить и восстановить права заявителя и других участников ярмарки, но и предотвратить подобные нарушения интересов участников подобных ярмарок на территории г. Назрань в дальнейшем.

 

 

Благодарность инвестора Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республики Ингушетия за оказанное содействие в получении свидетельства инвестора сроком на 3 года

«Как хорошо, что есть такая структура, где тебя могут хотя бы выслушать, даже если не удастся решить мой вопрос…» - с такими словами обратился 21 ноября 2016 года к Бизнес-омбудсмену предприниматель М. Картоев.
Выяснилось, что раннее предпринимателю, являющемуся инвестором на промышленной площадке «Алиюртовская» Назрановского района Республики Ингушетия, было выдано свидетельство инвестора всего лишь на один год, хотя у бизнесмена были все основания на получение свидетельства сроком на пять лет.
По истечению срока действия свидетельства, Министерство экономического развития Республики Ингушетия (далее – МЭР) отказало в продлении статуса инвестора, ссылаясь на то, что данный вопрос не согласовывает Правительство Республики Ингушетия, а фактически отказано было из-за выпадающих доходов бюджета республики.
Бизнесмен обратился с письмом в МЭР и в Правительство РИ, ответа не получил. Затем записался на приём в МЭР, но безрезультатно. Поняв, что самостоятельно вопрос решить не удастся, предприниматель обратился к омбудсмену с просьбой оказать содействие в продлении статуса инвестора. Учитывая то, что Картоева не желали даже принять и выслушать, было понятно, дело будет непростым.
По данному вопросу Уполномоченным было дано заключение на предмет выявления нарушения прав инвестора в соответствие с действующим законодательством Республики Ингушетия об инвестиционной деятельности.
В силу статьи 15 закона Республики Ингушетия №15 РЗ (об инвестиционной деятельности в Республике Ингушетия) инвесторы, осуществляющие инвестиции в объекты инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности, имеют право на получение свидетельства в соответствии со статусом организации, осуществляющей инвестиционную деятельность на территории Ингушетии. Свидетельство предоставляется инвестору на срок реализации проекта, но не более 5 лет. В соответствии с порядком выдачи инвесторам свидетельства соответствия статусу организации осуществляющую инвестиционную деятельность на территории РИ, уставленным Правительством РИ от 12 мая 2003 года № 138, в случае отсутствия оснований для отказа, МЭР направляет инвестиционной проект вместе с проектом заключения на согласование в Правительство РИ. В случае согласования с Правительством РИ инвестиционного проекта МЭР выдаёт  свидетельство инвестору.
23.11.2016 года на имя председателя Правительства Республики Ингушетия омбудсменом было направлено письмо (№ МХ-191) с подробным описанием сложившейся ситуации, со ссылками на нарушенные нормы права инвестора и с просьбой дать согласие МЭР на выдачу свидетельства инвестора заявителю сроком на три года.
А также на открытом форуме Прокуратуры «Защита прав предпринимателей» инвестору была дана возможность публично донести свой вопрос до Прокурора Республики Ингушетия, вследствие чего вопрос заявителя был взят под личный контроль Прокурора.
23.12.2016 года от руководителя аппарата Правительства РИ был получен ответ, в котором сообщалось, что на очередном заседании Правительства планируется рассмотреть вопрос о реализации всех инвестиционных проектов, в том числе инвестора-заявителя.
Надо добавить, что постоянный контроль в телефонном режиме юристами аппарата, поспособствовал недопущению откладывания данного вопроса. В итоге, на очередном заседании Правительства, было одобрено выдать свидетельство инвестору на три года.
Оказанная помощь в продлении статуса инвестора сэкономит заявителю средства в виде налоговых отчислений в бюджет Республики Ингушетия и арендных платежей за предоставленный Минимуществом земельный участок, в соответствии с льготами, установленными законодательством Республики Ингушетия, регулирующим инвестиционную деятельность на общую сумму порядка 1,2 млн. рублей.
30.01.2017 года инвестор обратился к Уполномоченному с благодарственным письмом, в котором указывается, что после его вмешательства дело сдвинулось с мёртвой точки и наконец-то ему выдали свидетельство инвестора сроком действия до 9 января 2020 года, в связи с чем, он благодарит Уполномоченного и весь его аппарат за оказанное содействие в восстановлении нарушенного права.
«Когда обратился к Вам с просьбой о продлении статуса инвестора, у меня не было надежды на справедливое решение моего вопроса, было приятно, что Вы меня выслушали. Получив статус инвестора на три года, я понимаю, насколько бизнесу важно иметь такую поддержку и такую защиту со стороны Государства. Спасибо, что Вы есть!» - сказал предприниматель.

Бизнес-омбудсмен Ингушетии оказал содействие предпринимателю в получении государственной поддержки (субсидии) в размере 450 тыс. рублей

08 июня 2016 года к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия обратился глава КФХ Манкиев Багаудин Уматгиреевич с просьбой оказать содействие в объективном рассмотрении его заявки на получение субсидии по линии Министерства экономического развития Республики Ингушетия.
Б.У. Манкиев пояснил, что занимается производством сельхозпродукции (в том числе гречихи, свеклы, моркови) на землях ГУП им Серго Орджоникидзе, кроме того, является владельцем трех специализированных магазинов в городах республики, осуществляющих реализацию гербицидов, фитонцидов, различных семян и т.п.
Для обработки и фасовки гречихи Манкиеву было необходимо оборудование, которого нет в республике, вследствие чего, произведенную продукцию приходилось вывозить для обработки в другие регионы, что приводило к увеличению стоимости продукта и снижению покупательского спроса. Глава КФХ был вынужден приобрести дорогостоящее оборудование в рассрочку.
В 2015 году, для того чтобы покрыть часть расходов, связанных с покупкой оборудования, Багаудин Уматгиреевич подал пакет документов на участие в конкурсном отборе на получение субсидии, в соответствии с Постановлением Правительства Ингушетии от 13.08.2013 г. № 163. Однако, несмотря на существующее поручение Главы Республики Ингушетия от 14.12.2015 г. № бг-578 об оказании содействия Багаудину Уматгиреевичу по линии действующих в республике федеральных и региональных республиканских программ развития малого и среднего предпринимательств, в список получателей грантов он не вошел. В своем письме (№ 3814/10 от 21.12.2015 г.) Минэкономразвития РИ ссылалось на отсутствие в списках предпринимателей-претендентов на получение субсидии Манкиева Б.У., в то время как документы им были поданы в полном объеме и в установленные сроки. Также Министерство рекомендовало Руководителю КФХ снова принять участие в конкурсе по оказанию государственной поддержки, но уже в 2016 г., что и сделал Манкиев, дождавшись начала конкурсного отбора.
В июне 2016 г. Бизнес-уполномоченный обратился к министру экономического развития с просьбой объективно рассмотреть заявку Багаудина Манкиева на получение субсидии. Также, было направлено официальное письмо руководителю Администрации Главы Республики Ингушетия, с просьбой взять на контроль вопрос объективного рассмотрения заявки Манкиева Б.У. Межведомственной комиссией.
Кроме того, с целью обеспечения максимально справедливого распределения денежных средств, в Межведомственную комиссию Министерства экономического развития республики по конкурсному отбору заявок, был включен в качестве наблюдателя сотрудник Аппарата Уполномоченного.
В конце октября 2016 г., благодаря содействию сотрудников Аппарата Уполномоченного, Главе КФХ Манкиеву Б.У. была оказана государственная поддержка и выделена денежная сумма в размере 450 000 рублей.
Багаудин Уматгиреевич выразил благодарность ингушскому бизнес-омбудсмену за оказанную помощь в получении субсидии, благодаря которой он смог возместить существенную часть затрат, связанную с приобретением оборудования.

Бизнес-уполномоченный добился выдачи лицензии руководителю ООО «Доверие» на осуществление предпринимательской деятельности

19 мая 2016 года в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия обратилась руководитель ООО «Доверие» Акиева Лиза Усмановна. Заявительница обратилась к бизнес-уполномоченному с просьбой оказать содействие в выдаче лицензии на реализацию алкогольной продукции.
Началось с того, что 4.04.2016 года Акиева Л.У. подала заявление с полным пакетом документов  на получение данной лицензии в Министерство экономического развития Республики Ингушетия. Через месяц срок рассмотрения обращения руководителя ООО «Доверие» истек, однако Министерство так и не решило вопрос выдачи лицензии предпринимателю, тем самым нарушив нормы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 3.05.2006 г. и ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Акиева не раз разговаривала как с сотрудниками Министерства, так и с его руководителями, тем не менее, без обоснованных причин, предпринимателю отказывались выдавать лицензию. После того как Акиева поняла, что самостоятельно решить данный вопрос не представляется возможным, она обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей М. Хаматханову с жалобой на неправомерные действия должностных лиц Министерства экономического развития, а также с просьбой помочь в получении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности.
В рамках рассмотрения обращения руководителя ООО «Доверие», Уполномоченным был направлен официальный запрос на имя и.о. министра экономического развития с просьбой дать разъяснения о причинах задержки в выдаче лицензии Акиевой Л.У. Руководство министерства проигнорировало данный запрос и, несмотря на все попытки Уполномоченного договориться с ними, решить этот вопрос мирным путем не удалось. Тогда бизнес-омбудсмен подключил к решению данного вопроса Прокуратуру Республики Ингушетия и направил запрос с просьбой провести проверку на предмет соблюдения порядка рассмотрения обращений Минэкономразвития РИ и сроков ответа на официальный запрос Уполномоченного.
Таким образом, Прокуратора провела проверку, которая показала, что должностными лицами МЭР допущены нарушения требований п.1 ст.6 и п. 1 ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210- ФЗ «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг», Закона РИ от 3.12.2013 г. № 46-РЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в РИ» и Федерального закона от 2.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
По результатам проверки, в адрес Правительства было внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, а в отношении и.о. руководителя МЭР вынесли постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (по ст.5.59 КоАП РФ).
Далее, и.о. министра экономического развития внес предложение о передаче, возложенных на него обязанностей, в частности, в сфере лицензирования алкогольной продукции, Комитету промышленности, транспорта, связи и энергетики РИ. Вследствие чего, Постановлением Правительства РИ от 28.07.2016 года №132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РИ» функции в сфере лицензирования и контроля за реализацией алкогольной продукции были переданы Комитету. После утверждения данного Постановления от 28.07.2016 года, Акиева Л.У. обратилась в Комитет с просьбой рассмотреть ее заявление. К этому моменту прошло уже три с половиной месяца с момента обращения предпринимателя за лицензией.
В свою очередь аппарат Уполномоченного направил письмо в адрес Комитета, с просьбой решить вопрос выдачи лицензии на реализацию алкогольной продукции Акиевой Л.У. в ускоренные сроки.
Исходящим письмом Комитет сообщил о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РИ № 39 от 18.03.2013 года «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» разработанные проекты административных регламентов направлены на согласование в Прокуратуру Республики Ингушетия. В том же письме сообщалось, что после согласования административных регламентов в Прокуратуре РИ и утверждения приказом Комитета, Акиевой Л.У. в установленном порядке будет выдана лицензия.
Однако заявление руководителя ООО «Доверие» пролежало в Комитете без действия более двух месяцев. В течение этого времени юристы аппарата Уполномоченного регулярно связывались со специалистами Комитета для выяснения причин задержки в выдаче лицензии. Сотрудники Комитета ссылались на несущественные основания, такие как отсутствие государственных бланков, но когда срок их подготовки подошел к концу и юристы аппарата Уполномоченного попытались в очередной раз связаться с Комитетом, чтобы, наконец, поставить точку в данном вопросе, сделать этого не удалось. Игнорируя, в течение продолжительного времени, звонки Уполномоченного, служащие Комитета вышли на связь с руководителем ООО «Доверие» и стали предъявлять к ней незаконные требования, носящие коррупционный характер.
Уполномоченному ничего не оставалось, как вновь подключить к этому вопросу Прокуратуру республики. Не прошло и недели после официального обращения бизнес-омбудсмена к Прокурору РИ, как предпринимателю Акиевой Л.У. выдали лицензию на реализацию алкогольной продукции.
В своем письме руководитель ООО «Доверие» Акиева Л.У. выразила благодарность центральному аппарату Уполномоченного и бизнес-омбудсмену в Республике Ингушетия Хаматханову М.Д. за принципиальный подход в решении данной проблемы. «Хочется, чтобы предприниматели нашей республики знали, что в нашем регионе есть такая структура, где их права могут защитить не только на словах, но и на деле», - отметила Лиза Усмановна.